Образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным законом № 273 от 29.12 2012 года  МКУ ДО «ДШИ №1 г.Черкесска» предусматривается  реализация  следующих образовательных программ: два вида дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные предпрофессиональные образовательные программы, дополнительные обще-развивающие образовательные программы),

Специфика дополнительных предпрофессиональных программ состоит в таких чертах как:

  1. нормативная регламентация минимума содержания, структуры и условий реализации таких программ;
  2. особый порядок набора;
  3. особый порядок аттестации учащихся.

Для регламентации дополнительных предпрофессиональных программ Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает утверждение федеральных государственных требований, которые включают обязательные требования:

  • к минимуму содержания,
  • к структуре дополнительных предпрофессиональных программ,
  • к условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Федеральные государственные требования утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Для дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства – Министерством культуры РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ.

Приказы Министерства культуры и образования

Вследствие новизны категории «общеразвивающие программы», целесообразно подробно остановиться на содержании данных дополнительных программ. Для успешной реализации общеразвивающих программ педагоги разрабатывают образовательные программы по каждому учебному предмету.

Общеразвивающие программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на подготовку профессиональных деятелей культуры. Данные программы могут позиционироваться как досуговые занятия. На житейском уровне общеразвивающие программы можно также трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. В научно более строгом ключе общеразвивающие программы могут интерпретироваться исходя из понимания словосочетание «общее развитие», которое в отечественной психолого-педагогической традиции связывается с именем Л.В. Занкова. Общее развитие в работах указанного автора отождествлялось с развитием способностей – свойств личности, обуславливающих успешность решения человеком тех или иных задач.

Общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия:

  • личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция),
  • познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем),
  • коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов,
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Исходя из вышеизложенного, в каждой общеразвивающей программе дополнительного образования целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие названных групп компетенций (способностей).

Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает в организациях дополнительного образования реализацию дополнительных общеразвивающих образовательных программ (в отличие от предпрофессиональных) не только для детей, но и для взрослых.

В области искусства общеразвивающие дополнительные образовательные программы взаимосвязаны с предпрофессиональными программами. Дополнительные общеразвивающие программы не опираются на федеральные государствен-ные требования, содержание образования и сроки обучения в них определены разработчиками (педагогами) и утверждены организацией дополнительного образования.

Как уже отмечалось выше, в организациях дополнительного образования реализуются образовательные программы дошкольного образования, которые согласно Федеральному закону № 273-ФЗ направлены «на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими про-грамм начального общего образования».

В отношении дополнительных общеобразовательных программ учитываются такие подзаконные акты, как:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  2. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ «О направлении Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

 

Комментарии недоступны