Высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в XX веке уникальной системе непрерывного художественного образования «школа — училище — ВУЗ», начальным звеном которой являются детские школы искусств. На протяжении XX века детские школы искусств выполняли важную социально-культурную и социально-экономическую миссию: в первую очередь — это допрофессиональная подготовка детей, выявление наиболее одаренных, способных в дальнейшем освоить профессиональные программы в области искусств в средних профессиональных и высших учебных заведениях, а во вторую — общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, обеспечивающее формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.
Эта трёхуровневая образовательная система весьма актуальна и в настоящее время. Исключение какого-либо звена в этой цепочке может привести к утрате завоёванных позиций в российском художественном образовании, признанном во всём мире.
Важнейшим условием функционирования детских школ искусств является общедоступность и массовый характер образования детей. Задача детской школы искусств — не только традиционно выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания, но и обеспечивать возможность раннего выявления таланта и создавать условия для его органичного профессионального становления. Именно детская школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность.
Настоящая Образовательная программа МКУ ДО «ДШИ№1 г.Черкесска» на 2024-2025 годы определяет организацию и основное содержание образовательного процесса в ДШИ с учетом:
- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в ДШИ реализуются:
- дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств
- общеразвивающие программы в области искусств
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств (далее — предпрофессиональные программы) разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее — ФГТ).
Дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности (далее — общеразвивающие программы) реализуются в ДШИ с целью привлечения к различным видам искусств наибольшего количества детей, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.
Содержание общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разрабатываемой ДШИ самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДШИ, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определять перспективы развития учащегося и организовывать учебный процесс с учетом творческих способностей, индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Перечень дополнительных образовательных программ, а также обязательный минимум содержания каждой дополнительной образовательной программы принимаются Педагогическим советом и утверждаются директором ДШИ.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для учащихся и их родителей, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности должны обеспечиваться созданием в ДШИ комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:
- организацию творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);
- организацию посещений учащимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организацию творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
- эффективную самостоятельную работу учащихся при поддержке педагогических работников и родителей учащихся;
- построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей;
- эффективное управление образовательным учреждением.
Обучение в ДШИ ведется на русском языке,форма обучения очная.
Прием детей проводится в соответствии с Правилами приема в ДШИ. При приеме в ДШИ проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей, а также в зависимости от вида искусств и физических данных. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие у детей способностей в области определенного вида искусств. Зачисление детей в ДШИ осуществляется по результатам их отбора и оформляется приказом директора.
При зачислении в ДШИ между родителями (законными представителями) учащегося и ДШИ в лице директора заключается Договор о сотрудничестве участников образовательного процесса.
Продолжительность обучения в ДШИ по каждой образовательной программе определяется в соответствии с лицензией, учебными планами и возрастом ребенка на момент поступления в ДШИ.
Оценка качества реализации образовательных программ проводится на основании Положения о текущем контроле знаний, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Перевод учащихся в следующий класс по итогам учебного года производится решением Педагогического совета на основании успешной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана. Перевод оформляется приказом директора ДШИ.
Учащиеся, получившие оценку «не удовлетворительно» (2) или не аттестованные по одному и более предметам, на следующий год обучения не переводятся. Такие учащиеся могут решением Педагогического совета продолжить обучение повторный год. По рекомендации Педагогического совета с согласия родителей (законных представителей) учащихся, оставленным на повторный год обучения, может быть предложено в течение 1-й четверти одновременно начать выполнение программы следующего класса и успешно пройти аттестацию за прошедший учебный год.
В случае погашения академической задолженности за прошедший учебный год в течение 1-й четверти при одновременной успешной аттестации учащегося по итогам 1-й четверти следующего года обучения Педагогический совет имеет основания принять решение о переводе учащегося в следующий класс со 2-й учебной четверти.
Перевод учащегося с одной дополнительной общеобразовательной программы на другую по заявлению родителей (законных представителей) производится с учетом рекомендаций Педагогического совета и при наличии вакантных мест. Перевод оформляется приказом директора ДШИ.
По переводу из другого образовательного учреждения дополнительного образования детей зачисление учащегося в ДШИ оформляется приказом директора при наличии вакантных мест с учетом сведений, указанных в академической справке, предоставляемой из учебного заведения, из которого переходит учащийся.
Выбытие учащегося из ДШИ по желанию родителей (законных представителей) до полного окончания срока освоения дополнительной общеобразовательной программы оформляется приказом директора на основании заявления родителей (законных представителей). По желанию родителей (законных представителей) выбывающему учащемуся выдается справка с указанием даты поступления и выбытия из ДШИ.
По заявлению родителей (законных представителей) учащийся может быть переведен в другое образовательного учреждения дополнительного образования детей. В случае перевода учащемуся выдается академическая справка установленного образца, в которой отражены все сведения, касающиеся срока обучения, четвертных и годовых оценок, полученных обучающимся за все годы обучения в ДШИ, краткой характеристики обучающегося.
За невыполнение требований дополнительных образовательных программ, нарушение Правил внутреннего распорядка к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из ДШИ.
Основанием для отчисления учащегося из ДШИ является:
- неоднократное нарушение дисциплины и Правил внутреннего распорядка для учащихся;
- письменное заявление родителей (законных представителей);
- систематические пропуски занятий без уважительной причины;
- не успеваемость по итогам учебного года по одному или более предметам;
- не внесение платы за обучение учащихся, занимающихся на платной основе и в подготовительных группах.
Решение об отчислении учащегося принимается Педагогическим советом, оформляется приказом директора ДШИ и доводится до сведения родителей (законных представителей) в 3-дневный срок.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный год в ДШИ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние и весенние), в общей сложности составляющие не менее 30-ти дней.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Занятия проводятся с понедельника по субботу в две смены — с 8.00 до 20.00
Основными формами организации и проведения образовательного процесса являются индивидуальные, мелкогрупповые (от 2-х до 10-ти человек) и групповые занятия (от 11-ти человек).
Расписание групповых занятий составляется с учетом занятости детей в общеобразовательных школах.
Расписание индивидуальных занятий составляется с учетом пожеланий родителей и учащихся.
Основной формой контроля учебной работы учащихся является промежуточная аттестация. Основными формами промежуточной аттестации являются академические концерты, технические зачеты, переводные зачеты, контрольные уроки, просмотры работ.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе обучения.
На музыкальном отделении контрольные уроки по теоретическим дисциплинам проводятся в конце каждой учебной четверти; переводной зачет по сольфеджио для учащихся 4-го класса (обучение до 8 лет) и 3-го класса (обучение до 6 лет) проводится в мае. Технические зачеты учащихся музыкального отделения проводятся в октябре-ноябре и феврале-марте. В декабре и апреле-мае проводятся академические концерты.
Итоговая аттестация учащихся в виде выпускных экзаменов проводятся в мае-июне. Итоговая аттестация проводится для всех выпускников, освоивших выбранную дополнительную образовательную программу в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа директора ДШИ к итоговой аттестации.
Перечень Предпрофессиональных программ с нормативными сроками обучения:
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано». Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Срок реализации 5 лет. Дополнительный год обучения 6 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». 6-ти струнная гитара. Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». 6-ти струнная гитара. Срок реализации 5 лет. Дополнительный год обучения 6 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» баян, аккордеон. Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» баян, аккордеон. Срок реализации 5 лет. Дополнительный год обучения 6 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение». Срок реализации 8 лет.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» срок реализации 5 лет. Дополнительный год обучения 6 класс.
- Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс.
Перечень дополнительных общеразвивающих программ с нормативными сроками обучения:
- В области музыкального искусства «Оркестровые инструменты». (Срок реализации 3,4,5 лет)
- В области музыкального искусства «Народные инструменты». (Срок реализации 3,4,5 лет)
- В области музыкального искусства «Сольное пение». (Срок реализации 3,4 ,5 лет)
- В области музыкального искусства «Фортепиано». (Срок реализации 3,4 ,5 лет)
- В области театрального искусства «Искусство театра». (Срок реализации 3,4,5 лет)
- В области эстетического развития «Раннее эстетическое развитие». (Срок реализации 3 года)
Документы, регламентирующие образовательный процесс МКУ ДО «ДШИ №1 г.Черкесска»
Общеразвивающие образовательные программы
№ п/п | Образовательная программа | Учебный план | Аннотации к рабочим программам дисциплин | Календарный учебный график | Практики |
1. | ПО «Театральное искусство» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
2. | ПО «Фортепиано» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
3. | ПО «Hародные инструменты» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
4. | ПО «Оркестровые инструменты» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
5. | ПО «Сольное пение» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
6. | ПО «Раннего эстетического развития» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
Предпрофессиональные образовательные программы
№ п/п | Образовательная программа | Учебный план | Аннотации к рабочим программам дисциплин | Календарный учебный график | Практики |
1. | ПО.01 «Духовые и ударные инструменты» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
2. | ПО.01 «Фортепиано» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
3. | ПО.01 «Хореография» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
4. | ПО.01 «Искусство театра» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
5. | ПО.01 «Народные инструменты» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
6. | ПО.01 «Струнные инструменты» | Учебный план | Аннотации к рабочей программе | Календарный учебный график | не предусмотрено УП |
Нормативный срок обучения по реализуемым программам обучения
Образовательная программа | Уровень образования | Нормативный срок обучения (очная форма) |
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» | Дополнительное образование | — 8 лет доп. год обуч.(9 кл.) |
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» | Дополнительное образование | — 5 лет доп. год обуч.(6 кл.) — 8 лет доп. год обучения(9 кл.) |
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» гитара, баян, аккордеон, национальная гармошка | Дополнительное образование | — 5 лет доп. год обуч.(6 кл.) — 8 лет доп. год обуч.(9 кл.) |
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» | Дополнительное образование | — 8 лет доп. год обуч.(9 кл.) |
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» | Дополнительное образование | — 5 лет доп. год обуч. (6 кл.) — 8 лет доп. год обуч. (9 кл.) |
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Искусство театра» | Дополнительное образование | — 5 лет доп. год обуч. (6 кл.) — 8 лет доп. год обуч. (9 кл.) |
Дополнительная общеразвивающая программа «Струнные инструменты» | Дополнительное образование | — 3 года — 4 года — 5 лет |
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» | Дополнительное образование | — 3 года — 4 года |
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Сольное пение» | Дополнительное образование | — 3 года — 4 года — 5 лет |
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано» | Дополнительное образование | — 3 года — 4 года — 5 лет |
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» | Дополнительное образование | — 3 года — 4 года — 5 лет |
Дополнительная общеразвивающая Программа в области театрального искусства «Искусство театра» | Дополнительное образование | — 3 года — 4 года |
Дополнительная общеразвивающая программа в области эстетического развития «Раннее эстетическое развитие» | Дополнительное образование | — 3года |
Численность обучающихся за счет местных бюджетов по реализуемым программам обучения
Код образовательной программы | Наименование специальности | Форма обучения | Численность обучающихся (чел.) |
ПО.01 | «Фортепиано». Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс. | Очная | 93 |
ПО.01 | «Струнные инструменты». Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс. | Очная | 20 |
ПО.01 | «Духовые и ударные инструменты». Срок реализации 5 лет.Дополнительный год обучения 6 класс. | Очная | 14 |
ПО.01 | «Духовые и ударные инструменты». Срок реализации 8 лет.Дополнительный год обучения 9 класс. | Очная | 6 |
ПО.01 | «Народные инструменты». 6-ти струнная гитара, баян, аккордеон, национальная гармоника.Срок реализации 5 лет. Дополнительный год обучения 6 класс. | Очная | 42 |
ПО.01 | «Народные инструменты». 6-ти струнная, гитара, баян, аккордеон, национальная гармоника. Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс. | Очная | 6 |
ПО.01 | «Хореографическое творчество». Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс. | 102 | |
ПО.01 | Дополнительная предпрофессиональная программа«Искусство театра». Срок реализации 8 лет. Дополнительный год обучения 9 класс. | Очная | 14 |
ПО.01 | Дополнительная предпрофессиональная программа«Искусство театра». Срок реализации 5 лет. Дополнительный год обучения 6 класс. | Очная | 65 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано». Срок реализации 5 лет. | Очная | 17 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано». Срок реализации 3-4 года. | Очная | 0 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Срок реализации 5 лет. | Очная | 11 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Срок реализации 3-4 лет. | Очная | 3 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты. Эл.инструменты». Срок реализации 3-4 года. | Очная | 17 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Срок реализации 3-4 года. | Очная | 5 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Сольное пение». Срок реализации 5 лет. | Очная | 60 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Сольное пение». Срок реализации 4 года. | Очная | 0 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Сольное пение». Срок реализации 3 года. | Очная | 5 |
ПО.01 | Дополнительная общеразвивающая программа«Искусство театра». Срок реализации 3-4 года. | Очная | 3 |
ПО.01 | Отделение раннего эстетического развития. Срок реализации 3 года | Очная | 71 |
Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса
Сведения о результатах приема по реализуемым направлениям подготовки